Интервью заместителя генерального директора ООО «Газпром инвест», генерального директора ООО «Газпром геологоразведка» и ООО «Газпром георесурс» В.В. Черепанова
Всеволод Владимирович, сегодня Вы руководите двумя дочерними предприятиями ПАО «Газпром» — ООО «Газпром геологоразведка» и ООО «Газпром георесурс». Это переходный этап к созданию новой структуры — ООО «Газпром недра»? Да, это так. Идея объединения ряда сервисных активов не нова, и мы уже определенный период обсуждали ее внутри Группы «Газпром», результатом этой работы стало решение о создании на базе двух компаний — ООО «Газпром геологоразведка» и ООО «Газпром георесурс» — единого оператора по геологоразведке — ООО «Газпром недра». Это стало возможным в рамках нового для ПАО «Газпром» подхода по управлению инвестиционной деятельностью из единого центра — ООО «Газпром инвест». Теперь все проекты геологоразведочных работ будут финансироваться из данного центра по схеме «Заказчик-Подрядчик».
Расскажите, чем была обусловлена идея создания ООО «Газпром недра»? Какова основная задача создания данной компании и где территориально будет находиться ее головной офис? Как я сказал, идея существовала давно, однако важным аспектом было определение целевого вектора развития объединенной компании. По итогам анализа ключевых вызовов, стоящих сегодня перед Группой «Газпром» в области управления и развития ресурсной базы — а это целый набор факторов, как внутри Группы, так и вовне, влияющих на наши планы, — мы отчетливо понимаем, что изменение внешних факторов в совокупности с технологическими вызовами требуют от нас максимальной эффективности на вверенном участке работы. В настоящий момент идет процесс переосмысления ряда бизнес-процессов, включая усиление высокотехнологичной сервисной составляющей, что в конечном итоге определит географию расположения новой компании. Очевидно, что мы сохраним широкую географию нашей деятельности.
Какие проекты геологоразведочных работ станут ключевыми для ООО «Газпром недра»? Это Арктика, Восток? Будут ли оформляться ПАО «Газпром» новые лицензии на участки недр? В первую очередь будем фокусироваться на регионах, где существует или создается новая газотранспортная инфраструктура и, безусловно, обеспечивать задел на среднесрочную перспективу на горизонте за 2030-м годом. Нашу миссию видим в активной геологоразведке с подготовкой запасов для быстрого последующего вовлечения в разработку. Фактически, качественные запасы «под ключ» с рекомендациями по технологическим решениям на этапе разработки. Что касается лицензирования, то мы видим, что активность на этом направлении снижать не стоит, скорее наоборот, важно обеспечить процесс постоянного повышения качества ресурсной базы. А это предполагает как формирование идеологии под активное лицензирование, так и работу с «хвостовыми» активами. Предстоит серьезная масштабная работа в данных направлениях.
Расскажите о процессе создания новой структуры. Что будет с компаниями «Газпром георесурс» и «Газпром геологоразведка»? Насколько на сегодняшний день сложен процесс интеграции и когда планируется его завершить? В настоящий момент обе компании являются дочерними обществами «Газпрома», однако направленность их деятельности несколько разнится. Если «Газпром геологоразведка» нацелена в основном на проведение геологоразведочных работ в интересах головной компании Группы, то «Газпром георесурс» активно оказывает нефтесервисные услуги другим обществам Группы «Газпром». В наших планах реализовать объединение потенциалов обеих компаний для создания высокотехнологичного российского сервисного игрока в первую очередь в области геологоразведки. Конкретная схема реализации этого процесса проходит согласование внутри «Газпрома».
Не скажется ли переходный период на текущих бизнес-процессах и выполнении производственной программы 2019 года? Будет ли в новой компании при решении задач соблюдена преемственность? Начну с последней части вопроса: «Газпром» традиционно старается культивировать и сохранять лучшие традиции и практики, поэтому преемственность уже заложена в нашей корпоративной культуре. Однако, как я отметил в начале, новые внешние вызовы мотивируют нас на иной, если хотите, инновационно-проактивный взгляд на традиционные бизнес-процессы. Проще говоря, что было хорошее — сохраним и улучшим. Если возвращаться к вопросам производства, то две компании обладают необходимым ресурсом для реализации производственной программы 2019 года, поэтому здесь переживаний нет. Основные реорганизационные мероприятия, по текущему плану, постараемся провести в полевое межсезонье с минимальным воздействием на реальные производственные процессы.
В настоящий момент Вы довольно детально знакомитесь с деятельностью обеих компаний, каковы Ваши первые впечатления: что бы Вы усилили? Что необходимо трансформировать или оптимизировать? От чего придется отказаться? Необходимо пересмотреть еще раз основные бизнес-процессы, чтобы оценить соответствие уровня их организации текущему бизнес-запросу Группы «Газпром». Очевидно, что эффект будет как от слияния двух юридических лиц, так и за счет переформатирования отношений с основными заказчиками внутри Группы «Газпром» и на внешнем рынке. Важно отформатировать структуру под новые реалии и качественно задействовать людей на новых направлениях. Если говорить о зонах повышенного внимания, то никого не удивлю, если скажу, что мы всерьез задумались о фокусе на технологическое развитие, импортозамещение и развитие IT-комплексов на базе российских решений. В настоящий момент разрабатывается масштабная программа модернизации сервисов, переоснащения приборной базы, механизмов, также ставка делается на инновационные технологии ведения геологоразведочных работ федерального и международного уровня. Мы, безусловно, подключимся к этому процессу и внесем свой вклад в инновационное развитие «Газпрома». При этом важно отметить, что обе компании проделали серьезную работу по переводу программного обеспечения в области информационно-управляющих систем на платформу российских производителей. Это же касается задела по приборной и технологической базе! Работая над прикладными и текущими задачами, мы хотим применять на производстве уже апробированные и испытанные методики, оборудование и IT-комплексы самого высокого уровня, мирового класса.
Вопрос, который волнует персонал обеих компании: ожидаются ли сокращения численности сотрудников? Если да, то, когда именно, насколько они будут массовыми? Будет ли переведена основная часть сотрудников в ООО «Газпром недра»? Необходим ли будет переезд? У нас нет самоцели сократить численность, не стоит такая задача. Стоит задача повышать эффективность, расширять бизнес, внедрять новые технологии. На это и будем делать ставку при работе с персоналом. Касательно переезда вероятность имеется, «Газпром» обладает богатейшим опытом в релокации своих подразделений, однако, это должно иметь свой бизнес-смысл. Скажем, Тюмень — признанный центр нефтегазовой индустрии Западной Сибири, там хорошо представлены российские и зарубежные подрядчики, есть рынок квалифицированного персонала. Абсолютно очевидно, что мы должны там быть представлены, вопрос скорее в качественном и количественном составе. Именно это, на сегодняшний день, нам необходимо переосмыслить. А если коротко, то география работы «Газпром георесурса» и «Газпром геологоразведки» — это уже вся Россия, поэтому «Газпром недра» во многом ее унаследует.
Поделитесь, пожалуйста, чем лично для Вас интересен проект создания «Газпром недра»? Каковы Ваши планы на ближайшую перспективу? Я по своему первому образованию геолог и, наверное, здесь я мог бы остановиться с моим рассказом. Я понимаю и люблю это производство, этот бизнес, но в последние годы я больше был занят в административной работе и жил на определенном удалении от романтики геологоразведчиков. Теперь есть уникальный шанс вернуться «на землю» и на новом технологическом витке посвятить себя любимому делу. Я уверен, что «Газпром недра» имеет все возможности стать ведущим игроком на рынке геологоразведки как в России, так и за ее пределами.
Что Вы хотели бы сказать сегодня каждому сотруднику ООО «Газпром геологоразведка» и ООО «Газпром георесурс»? Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе! А если серьезно, то хочу пожелать профессиональных и личных успехов. В обеих компаниях много больших признанных профессионалов, у нас стоит задача дать этому потенциалу раскрыться в полной мере и стать единой командой.